Путь к желудку

Почему доставка еды привлекает инвесторов

08.12.2017

Российский рынок онлайн-сервисов доставки еды переживает инвестиционный бум — в него активно вкладываются Mail.ru Group, «Яндекс» и крупные инвестфонды. Пределы роста до сих пор не видны, радуются участники этого бизнеса: из-за низкой начальной базы Россия по уровню насыщенности онлайн-доставкой пока сильно отстает от сопоставимых стран.

Робот доставит пиццу

Глава UberEats в России Михаил Рейдер: «Рестораны в России готовят дольше, чем, например, в Европе»

Пределы насыщения рынка пока не видны, считают его участники: в том числе из-за эффекта низкой базы. «Рынок ресторанов в нашей стране начал развиваться в 2000-е, а доставка еды — только в 2010-е, это короткий срок,— говорит Андрей Лукашевич.— Уместно посмотреть на доставку еды в других странах. Турция близка к нам по инфраструктуре и покупательской способности. Емкость рынка, сопоставимого с нами по ряду параметров, в четыре-пять раз превышает российскую, притом что население в Турции меньше. Нам есть куда стремиться».

В том числе — к разнообразию. Сегодня рынок уже не ограничивается доставкой готовых блюд из ресторанов. Отрасль трансформируется: если раньше основной моделью было «купил продукты—приготовил—съел», то сейчас появляется все больше специализированных сервисов. Так, помимо доставки блюд из ресторанов (сегмент, который в основном делят между собой Delivery Club и Foodfox) работают сервисы-конструкторы, доставляющие продукты, но с рецептами,— среди них «Шефмаркет», «Партия еды», «ДомаВкуснее». Отдельную вертикаль составляют сервисы питания по подписке — специальной еды для спортсменов, вегетарианцев, детей и т. д. Здесь работают такие компании, как GrowFood, Eat Fit.

Это только начало большой игры, убеждены эксперты. «Возьмите рынок такси, там до сих пор вопросы не решены: так, новый игрок inDriver пришел в Москву. Еще недавно каршеринг был в диковинку, а теперь все больше и больше людей начинают к нему нормально относиться,— проводит аналогии партнер iTech Capital Алексей Соловьев.— Место есть для всех, и потребительские привычки будут меняться и формироваться новые. В будущем случится еще большая специализация игроков на тех, кто условно доставляет почищенный, но не порезанный картофель, и на тех, кто его режет. Слишком много разных людей, чтобы сразу всех удовлетворить».

Трудности насыщения

Гендиректор Grow Food Даниэль Гальпер: «В регионах нет нормальной инфраструктуры для развития сервисов доставки»

Еда довольно быстро остывает и портится, поэтому нужна максимально локальная система доставки, которую дорого и сложно создать, подтверждает Александр Фролов. «Ни одна компания в мире, у которой доставка из ресторанов собственная — UberEats, Foodfox, даже Deliveroo, пока неприбыльна. Это не значит, что они не станут прибыльными, это показывает, что построить такую систему дорого».

Интерес Mail.ru Group к сервисам такси, о котором в ноябре заявлял финансовый директор компании Мэттью Хэммонд, в том числе связан с необходимостью решения вопроса логистики для Delivery Club. «Яндекс.Такси» тоже понимает важность этого и, вероятно, поэтому шагнул в сторону сегмента еды, купив Foodfox, полагает господин Ашин. Кстати, свой сервис доставки еды еще в 2015 году запускала и Gett, но в первоначальном виде направление просуществовало недолго. «Компания решила сосредоточиться на более масштабных проектах по курьерской доставке, чем доставка отдельных продуктов или бронирование услуг»,— сообщили “Ъ” в Gett. Проблема была в выборе модели: пользователям предлагался только один вид суши или пиццы, объясняет собеседник “Ъ”: «Это сокращало аудиторию, и если клиент не любил именно эту пиццу и эти суши, Gett его теряла».

По мнению Алексея Соловьева, для участников рынка сейчас прежде всего важно не спилить сук, на котором они сидят. «Рестораны понимают, что чем больше доставок, тем меньше у них клиентов. Зачем платить за вино в ресторане, если можно заказать еду из ресторана домой, а вино купить в магазине в четыре раза дешевле? — рассуждает он.— Речь идет не о создании нового рынка, а о встраивании в цепочку добавленной стоимости уже имеющегося, пусть и растущего рынка. Это всегда происходит за чей-то счет — в этом случае за счет самих ресторанов. Крупные холдинги первыми поймут, чем дело пахнет, это будет сдерживать развитие».

Роман Рожков, Татьяна Петрущенкова

Источник: kommersant.ru

Добавить комментарий

*